Гайд по доступному тексту

Текст:

Важно не только то, о чем и как мы пишем, но и какой язык используем. Говорим «инвалид» или «человек с инвалидностью», используем кликбейтный заголовок или интересный и яркий, но отражающий реальный смысл всей статьи

При написании текстов важно сверяться с новыми стандартами и внедрять этичную лексику и этичный подход в свою работу

1.1

Используйте язык, ориентированный на человека

В своих текстах придерживайтесь мирового стандарта people-first language — концепции, которая ставит на первое место человека, а не его диагноз или особенность.

Например, слова «инвалид», «немой», «колясочник», «эпилептик» звучат некорректно и только усиливают стигму вокруг людей. Пользуйтесь простыми нейтральными выражениями и ко всем оборотам добавляйте слово «человек»: человек с инвалидностью, человек с нарушением зрения или слуха..

Проверить себя поможет словарь этичной лексики «Таких дел»

1.2

Выносите в заголовок главную мысль

Заголовок должен быть цепляющим и привлекающим внимание. Важно, чтобы он отражал содержание статьи и не манипулировал эмоциями и чувствами читателя.

Не подойдут и абстрактные заголовки. Они могут создать дополнительные сложности в поиске нужной информации для пользователей со скринридером, которые ориентируются по заголовкам. Абстрактные заголовки могут сбить их с толку и пользователи просто не поймут, стоит ли читать эту статью или раздел.

ПРАВИЛЬНО

Цитата оживляет заголовок, а вторая часть вносит конкретику о содержании

НЕПРАВИЛЬНО

Заголовок неконкретный и не привлекающий внимание

«Я не ожидал, что справлюсь». История слабовидящего парня, который нашел работу в IT
История Андрея Иванова
1.3

Делайте лид емким и вовлекающим

Лид — это вводный блок, своего рода аннотация, перед основной статьей. Он должен быть коротким, емким, но задающим настроение.

Цель лида — не пересказать всю статью, а дать некоторые вводные, чтобы захватить внимание и вызвать желание продолжить чтение текста.

ПРАВИЛЬНО

В лиде появляется конкретика. Читатель сразу понимает, на какие вопросы ответит статья

НЕПРАВИЛЬНО

Из лида непонятно, о чем статья, почему ее нужно прочитать и чем на может быть полезна

Наставничество — один из самых эффективных способов помочь ребятам с опытом сиротства. Кто такой наставник и как им стать — рассказала сотрудница благотворительного фонда «Солнечный город» Анастасия Землянова.
Наставничество — один из самых эффективных способов помочь ребятам с опытом сиротства.
1.4

Указывайте описательные альт-тексты для изображений

Альт-текст — это описание изображения, которое скринридер озвучивает пользователями.

Если у изображений нет альт-текста, то скринридеры просто произнесут имя файла или слово «изображение», что чаще всего не даст никакого контекста.

Описывайте изображения подробно, но ограничивайтесь примерно 130 символами для каждой картинки.

Не используйте слова «изображение», «фото» и так далее. Скринридер и так произнесет формат контента.

Ванная комната с двумя раковинами и ванной

Ванная комната с двумя раковинами и ванной

Текст:

Оформление и структурира текста напрямую влияют на его дочитываемость. Чем понятнее будет устроен текст, чем корректнее будут донесены смыслы, тем вовлеченнее будет пользователь

2.1

Делите текст на смысловые части

Продумайте структуру текста и разделите его на смысловые блоки. Лучше всего отделить их друг от друга подзаголовками, отражающими основную мысль раздела.

Это поможет пользователю понять, о чем идет речь в тексте и быстро найти нужное. Пробегая по странице глазами или с помощью скринридера, человек легко сложит общий образ страницы в голове.

Формулировать подзаголовки нужно так, чтобы они были единообразны и согласованы с основным заголовком.

ПРАВИЛЬНО

Информация разбита на пункты, поэтому в ней легче ориентироваться. Подзаголовки сформулированы в одном стиле

НЕПРАВИЛЬНО

Массив информации сплошным текстом в одном абзаце. Сложно выделить ключевые мысли и разобраться в написанном

Пример правильной иерархии заголовков
Пример правильной иерархии заголовков
2.2

Используйте списки и нумерацию

Если внутри текста встречается много перечислений, то лучше использовать для них нумерованные списки или маркировку. Пользователю станет легче воспринимать текст как смыслово, так и визуально. Каждый пункт важно формулировать единообразно.

Текст:

Главный критерий хорошего текста — человечность. После его прочтения пользователю должно быть понятно, что хотел сказать автор

Чем доступнее будет написан текст, тем больше людей его поймут и заинтересуются вашим продуктом

3.1

Делите одно сложное предложение на несколько простых

Старайтесь придерживаться правила «одна мысль — одно предложение».

Пользователям сложно воспринимать статьи, в которых много длинных предложений с обилием причастных и деепричастных оборотов, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Упрощайте и разбивайте предложения на части там, где это можно сделать. Помочь с этим может «Главред».

ПРАВИЛЬНО

Текст построен по принципу «одна мысль — одно предложение». Он читается легко, смысл понятен сразу

НЕПРАВИЛЬНО

В предложении пресекаются сразу несколько мыслей, поэтому дочитать его до конца очень сложно

Большинство пользователей могут не знать специфических терминов и не понимать сложные смысловые конструкции. Людям с особенностями ментального развития или дислексией будет тяжело воспринимать сложный текст.
Большинство пользователей могут не знать специфических терминов и не понять сложные смысловые конструкции, например, пользователи с особенностями ментального развития или дислексией, которым будет тяжело воспринимать сложный текст.
3.2

Избегайте пассивного залога

У каждого действия должно быть действующее лицо, то есть в предложении должны быть подлежащее и сказуемое.

ПРАВИЛЬНО

В предложении есть субъект и совершаемое им действие, оно читается легко и понятно

НЕПРАВИЛЬНО

В предложении использован пассивный залог, что создает скученность существительных и утяжеляет чтение

Большинство пользователей могут не знать специфических терминов и не понимать сложные смысловые конструкции. Людям с особенностями ментального развития или дислексией будет тяжело воспринимать сложный текст.
Большинство пользователей могут не знать специфических терминов и не понять сложные смысловые конструкции, например, пользователи с особенностями ментального развития или дислексией, которым будет тяжело воспринимать сложный текст.
3.3

Не используйте сложные термины

Большинству пользователей, в том числе с ментальными особенностями, тяжело воспринимать текст, в котором много специальных терминов и сложных предложений.

По возможности, подбирайте более понятные синонимы. Если без терминов совсем никак, давайте к ним понятные расшифровки.

Проверить уровень читабельности текста поможет сервис Readability.

ПРАВИЛЬНО

Простая и доступная формулировка, четкий и ясный посыл

НЕПРАВИЛЬНО

Сложные слова и конструкции, абстрактный посыл

Добавили уведомления, обновили страницу настроек — стало чище и понятнее
Осуществили релиз фичи получения уведомлений в настройках приложения и обновили дизайн
3.4

Расшифровывайте аббревиатуры

Аббревиатуры ни о чем не скажут пользователю, для многих это просто набор букв. Как минимум при первом упоминании следует давать полную расшифровку, а аббревиатуру указать в скобках.

ПРАВИЛЬНО

При первом упоминании наименование учреждения написано полностью, читателю сразу понятно, о чем идет речь

НЕПРАВИЛЬНО

Нерасшифрованная аббревиатура ни о чем не скажет читателю, а только запутает его

За комментарием мы обратились в Институт русского языка Российской академии наук (ИРЯ РАН)
За комментарием мы обратились в ИРЯ РАН
3.5

Избегайте штампов, клише и канцелярита

Вводные обороты, канцеляриты, отглагольные существительные и прилагательные, штампы, чаще всего усложняют текст. Старайтесь не использовать их или убирать на этапе редактуры.

ПРАВИЛЬНО

Предложение сформулировано «чисто», без лишних сбивающих с толку оборотов

НЕПРАВИЛЬНО

Нагруженность канцелярскими оборотами делает предложение сложно воспринимаемым

Большинство пользователей могут не знать специфических терминов и не понимать сложные смысловые конструкции. Людям с особенностями ментального развития или дислексией будет тяжело воспринимать сложный текст.
Большинство пользователей могут не знать специфических терминов и не понять сложные смысловые конструкции, например, пользователи с особенностями ментального развития или дислексией, которым будет тяжело воспринимать сложный текст.
3.6

Проверьте раскладку клавиатуры и язык символов

Обратите внимание на внешне идентичные, но разные английские и русские буквы. Например, русская «А» и английская «А».

Скринридеры зачитывают символ исходя из его кода в таблице символов, а не из внешнего вида на экране. Поэтому такие опечатки могут сильно усложнять чтение текста незрячим людям.

Например, в макет вставили текст «МТС». Позже выяснилось, что скринридер читает «ЭмТэСи» вместо привычного «ЭмТэЭс», так как в тексте буква «С» написана на английской раскладке.

Контролируйте раскладку клавиатуры, чтобы скринридер правильно проговаривал контент.

Пример правильной иерархии заголовков
3.7

Проверяйте тексты на ошибки

Текст должен быть не только понятным и структурированным, но и грамотно написанным. Проверить текст на опечатки поможет сервис «Орфограммка».

Гайды доступности